#cyanotype #ручнаяпечать #аналоговаяфотография По заявкам трудящихся (в т.ч. Артемий Сысоев) рассказываю свою технику цианотипии. Изначальная идея - отказаться от использования сомнительных и труднодоступных реагентов, которые сохранили разве что историческое значение (это я про лимонноаммиачное железо). Один из вариантов предложил Mike Ware и назвал это Цианотипия 2 (хотя ничего нового по сути он не сделал, все эти варианты рецептов были придуманы еще в начале 20 века). Я пошел дальше, и предлагаю использовать доступное хлорное железо. Для получения высоких плотностей я использую повышенную концентрацию реагентов, и чтобы избежать кристаллизации и плохого впитывания красную соль пришлось вынести в проявитель. Одна из рабочих формул (а вариантов придумано много) следующая: железа хлорного (III) 6-водного - 20 г цитрата аммония 3-х замещенного - 27,5 г воды до 100 мл В воду лучше добавить немного фенола или тимола, чтобы раствор не плесневел долгое время. Раствор хранится хорошо. При разведении и использовании (нанесении, сушке) не пользоваться металлическими предметами! Только пластик и стекло (железо и медь могут сильно корродировать и необратимо портить раствор). Непосредственно перед нанесением смешиваем 3 мл стокового раствора, 2-3 капли 10% дихромата калия (примечание 1), немного ПАВ (примечание 2) и 0 - 3 мл воды (в зависимости от желаемой максимальной плотности и, иногда, от бумаги и техники нанесения). Намазываю я поролоновой кистью. Наноситься и впитываться должно очень равномерно и гладко. Концентрированный раствор (без дополнительной воды) нужно наносить очень экономно, без избытка! Разбавленный раствор можно наносить более щедро (при большом избытке раствор не полностью впитается, и картинка потом легко смоется). (примечание 3). Тщательная сушка! многие халтурят на этом этапе, но для получения прочной картинки с глубокими тенями полное высушивание необходимо! Лучше всего в течение нескольких часов в темноте. Как показывает опыт, ускорение сушки (феном) ухудшает изображение. Экспонируем под негативом - тут все как обычно. Проявляем в 1-2% растворе красной соли с добавкой кислоты: уксусной, лимонной, соляной (последней нужно меньше). Раствор должен быть не выше 20 градусов, отпечаток надо помешать в раствор быстро, чтобы все изображение практически мгновенно оказалось под раствором, иначе могут быть полосы и пятна. Полезно добавить в проявитель маленькую каплю жидкого мыла. Проявка длится не более минуты (до тех пока как перестанут темнеть тени и вымываться лишние соли из светов). Проявитель работает многоразово, лишние продукты из него просто выпадают при стоянии. Использованный проявитель не пачкает изображение. Проявленную картинку осторожно промываем в холодной воде (избегая попадания прямых струй). Сушим. Profit! Примечание 1. Дихромат не только немного повышает контраст, но подчищает света и - важно - задубливает слой пигмента, способствуя меньшей вымываемости при последующих промывках. Количество подбирается по опыту (мало - плохо, много - тоже плохо). Примечание 2. В качестве ПАВа можно использовать жидкое мыло, средство для мытья посуды, Твин 20, пропиленгликоль - пока не могу сказать точно, но по предварительным впечатлениям все они работают немного по разному. Добавлять нужно очень мало, количество зависит от бумаги и концентрации раствора железа. ПАВ нужны обязательно для равномерного и "правильного" впитывания раствора. Примечание 3. Бумагу нужно использовать акварельную, сильно проклеенную. Дополнительная проклейка (крахмалом или желатином) в моих руках только ухудшала картинку. Разумеется, бумага должна быть максимально свободной от лишних добавок, особенно щелочных. приведенная цитратная формула наименне капризна к бумаге (по сравнению с тартратами и оксалатами). PS. в приведенной формуле мольное отношение железа к аниону цитрата 2:3. Меньше брать плохо, железо не все связывается в комплекс и хуже вымывается из светов. Больше можно, но может возникнуть сложность с впитываемостью и кристаллизацией (однако, может измениться контраст и оттенок синего). PPS. Можно попробовать использовать гораздо более легко доступный 2-х замещенный цитрат аммония, но у раствора снизится рН, а это отрицательно влияет на вуаль, сохранность неэкспонированной бумаги, задубливание хромом (но положительно на светочувствительность).